"Воспоминания о..." или рефлексия на тему ЗПШ-2010

Все обсуждения ЗПШ, обмен впечатлениями и т.д. :)

"Воспоминания о..." или рефлексия на тему ЗПШ-2010

Сообщение klimuga » Вт мар 30, 2010 1:48 am

Всем привет!

Хочу немного порефлексировать на тему Зимней Пущинской Школы образца 2010 года.

Для затравки отвечу на несколько ключевых вопросов, которые мне задали сторонние люди:

1)Зачем Вы участвуете в Зимней Пущинской Школе?
2)Почему и чему нужно учить подрастающее поколение?
3)Чему Вы учитесь у детей?
4)Что Зимняя Пущинская Школа даём вас сейчас, что давала в прошлом и что вы даёте Школе?
5)Чем Зимняя Пущинская Школа отличается от других мероприятий подобного рода?


Для начала немного о себе: Климов Дмитрий Андреевич, выпускник МФТИ, окончил аспирантуру ИТЭБ РАН, готовлю диссертацию по специальности биофизика. Основной род деятельности - инновационное предпринимательство в научно-технической сфере (превращение научных разработок в полезный продукт на полке магазина). Смежные виды деятельности - преподавательская, консалтинговая и организаторская поддержка некоторых социальных проектов (был преподавателем на Селигере-2009 и СелиСах-2009).
В Зимней Пущинской Школе участвовал в 2009-2010 годах, а до этого - где-то в 1999-2001, да и то скорее как гость.

Ответы на вопросы:

1)Зачем Вы участвуете в Зимней Пущинской Школе?
Зимняя Пущинская Школа - это мероприятие, на котором можно встретиться с множеством прекрасных людей, пообщаться на самые неожиданные, выбивающиеся из повседневной жизни, темы и просто хорошо провести время. В своем роде Зимняя Пущинская Школа - это отпуск, хотя и такой отпуск, на котором спать получается часа по 4 в день. Но заряд эмоций и новых мотивирующих жизненных ценностей оказывается гораздо больше, чем тупое валяние на песочке под жарким солнышком. Плюс к этому, я рад поделиться собственным опытом с более молодыми (да и более старшими тоже) людьми, и надеюсь им этот опыт поможет в жизни.

2)Почему и чему нужно учить подрастающее поколение?
Я считаю, что подрастающее поколение следует учить в первую очередь думать и принимать решения. Школьное образование способно дать довольно хорошие базовые знания по большей части предметов. Но только знания. Отсутствие проектной деятельности в обычной общеобразовательной школе, отсутствие необходимости "выходить из зоны комфорта" или как-то выглядывать за пределы экосистемы "класс-учитель-одноклассники-учебник" сильно ограничивает кругозор. Школьник не имеет представления, зачем он учится и что ему дадут знания, которые он получает. И, собственно, 90% этих знаний он забудет, поскольку их ценность для реальной жизни весьма сомнительна. В связи с этим школьники оказываются способны отвечать на вопросы "когда?" и "где?" - в рамках вопросов а ля "когда и где была Куликовская битва?", но не могут ответить на "зачем?", "как?", и "для чего?" - даже о той же Куликовской битве, не говоря уже о более сложных явлениях, в том числе из нашей повседневной жизни.
Кроме того, социальная среда в общеобразовательной школе часто не позволяет школьникам выкладываться на полную, достигать максимальных возможных результатов. Сложно представить себе как школьник в общеобразовательной школе на перемене подходит к стоящему в фойе фортепиано и забабахивает что-нибудь из классики, да на таком уровне, что некоторые выпускники консерватории позавидуют. К нему обязательно подойдут и "пацаны" с вопросом "ты че, внатуре?", и учителя с требованием не прикасаться к ценному инструменту (инв. номер такой-то), "ибо низзя". А на Зимней Пущинской Школе - можно! И нужно!

3)Чему Вы учитесь у детей?
Дети - цветы жизни! Я был очень рад увидеть успехи, интерес и азарт в глазах у некоторых детей. Было очень приятно смотреть на маленькую девочку, объясняющую какие-то явления из области биохимии, которые, мне кажется, в школе и не проходят вовсе. Было приятно видеть 17-летнего восьмиклассника, парня с очень тяжелой судьбой, воспитывающегося в детском доме, который сидел с преподавателем по физике и увлеченно решал с ним задачи, а потом - вечером - "отжигал" и заводил всех во время вечерних студий.
С другой стороны, было очень неприятно видеть 14-летнего 11-классника ("мальчик-отличник" на домашнем обучении), сидящего уныло в кресле и читающего книжку на мобильнике, и не понимающего, что вокруг него есть коллектив, с которым можно и нужно общаться, у которого можно и нужно учиться, получать знания, перенимать опыт и главное - жизненные ценности! Такой коллектив, схожий с которым собирается всего в нескольких "постоянных" (не каникулярных) школах мира. И такой, с которым уж точно этот парень на домашнем обучении, даром что и отличник, никогда в жизни не общался, и видимо общаться не будет.
Я, физик по первому образованию, более того - победитель олимпиад и выпускник физтеха, т.е. априорный пуп земли, считавший в школе, что физика и математика - это круто, а литература - это фигня... и получивший дополнительное к высшему образование по лингвистике... и возглавляющий научно-техническую инновационную компанию, в которой трудится всего два физика, включая меня... Я - ОСОЗНАЛ, что сила - в разнообразии, и мне гораздо интереснее общаться со специалистами из других областей знания, чем с коллегами-физиками! Я хочу чтобы это ОСОЗНАНИЕ передавалось окружающим - и детям и взрослым.

4)Что Зимняя Пущинская Школа даёт вам сейчас, что давала в прошлом и что вы даёте Школе?
Когда я был школьником - десять лет назад - давно, не помню уже... Кажется, она мне давала возможность "показать себя" на конкурсах и удовлетворить в очередной раз собственные амбиции. Не помню я, чтобы я на ней приобрел что-то действительно ценное для себя, если не считать широкого круга знакомств, которые тогда я не знал как использовать.
Сейчас - точнее несколько дней назад - Зимняя Пущинская Школа дала мне сальсу (раньше не танцевал, но теперь мне это понравилось), казачьи песни (раньше не был поклонником хорового пения народных песен, но теперь в них почти влюбился), общение с разными людьми на разные темы, выходящие за рамки того круга тем, в котором я нахожусь последнее время (хотя я и работаю в той или иной степени над десятком проектов параллельно - это все же круг, а не плоскость)...
Что я дал школе? Сложно сказать... В силу определенных сложностей (разнесение школы по двум зданиям и отсутствие возможности кормить школьников обедом на месте) я не смог прочитать ни одной научно-популярной лекции. Зато я нашел свое место в плане решения организационных вопросов, что обеспечило комфортное преподавание половине преподавателей. В любой креативной тусовке очень часто не хватает толкового орговика. Кажется, я в данном случае заполнил эту нишу. Надеюсь, в будущем смогу совместить эту работу с преподавательской деятельностью или же улучшить свои навыки в области вожатства.

5)Чем Зимняя Пущинская Школа отличается от других мероприятий подобного рода?
Как я уже упоминал, я работал в студенческих палаточных лагерях на Селигере ("Зворыкинский Проект" - палаточный лагерь на 5000 человек, 2000 из которых - научно-технические инноваторы, приехавшие учиться делать из идей продукты) и на острове Сахалин (лагерь Селисах - тоже палаточный, но всего на 1000 человек, и существенно более разношерстный). В обоих случаях работать надо было со студентами и молодыми специалистами (до 32 лет), или с школьниками старших классов (их было меньшинство). На Зимней Пущинской Школе - со школьниками средней школы и старших классов. Разница заметна. С более взрослыми людьми несколько проще - они уже знают или представляют чего хотят от жизни, а школьники - нет. Зато у школьников больше энергии и энтузиазма. Правда, они в меньшей степени направлены на что-то конкретное - на выполнение какого-то проекта... Зато и результаты творчества школьников разнообразнее и непредсказуемее. Также в палаточных лагерях определенные коррективы вносили метео-условия: в обоих случаях на нас лила вода сверху, сбоков и снизу, было холодно, и надо было перемещаться на большие расстояния под шквалами ветра. Это было сложно. Плюс к этому в палаточных лагерях было побольше неразберихи связанной с наличием нескольких разрозненных организационных комитетов, которые не успевали научиться взаимодействовать между собой. Это было неудобно. Зато эти орг. комитеты были немного более профессиональными, в том плане что у людей было несколько больше опыта и организация подобных мероприятий была для них профильной работой. Это позволило и мне существенно вырасти над собой и научиться многому, что я теперь применяю на практике.

На пока - все. Надеюсь, кому-то будет интересно. :)
Аватара пользователя
klimuga
Сотрудник
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Чт фев 05, 2009 3:56 am
Полное имя: Дмитрий Климов

Вернуться в Всё про ЗПШ



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron